Sony A7R IV: неделя с экспертом

photo-1

Обзор особенностей Sony Alpha 7R IV

Sony Alpha 7R IV уже побывала у нас на предварительном тесте. Но многие особенности и достоинства этой 60,2-Мп камеры просто не поместились в такой короткий материал. Так что мы решили взять камеру ещё раз и детально во всём разобраться в формате «Неделя с экспертом».

Основные особенности Sony ILCE-7RM4:

- 60,2-мегапиксельная полнокадровая КМОП-матрица с обратной засветкой (полное разрешение 61,2 Мп);
- серийная съёмка до 10 кадров/с;
- усовершенствованная система гибридного автофокуса с функцией отслеживания в реальном времени, распознаванием лиц и глаз;
- автофокус по глазам животных в режиме фото;
- автофокус по глазам человека в режиме фото и видео;
- высокое разрешение 26,2 мегапикселей в режиме APS-C;
- 4К-видео с полной ширины матрицы;
- встроенный стабилизатор изображения с заявленной эффективностью до 5,5 шага;
- наклонный сенсорный дисплей 1,44 млн точек;
- электронный видоискатель 5,76 млн точек;
- работа с двумя картами памяти SD UHS-II;
- режим высокого разрешения до 240 Мп.

Снимок незначительно отредактирован в RAW-конвертере. ILCE-7RM4 / FE 24-70mm F2.8 GM установки: ISO 100, F6.3, 1/80 с, 28.0 мм экв.

Камера получилась очень мощной. Не даром она стала первой в четвёртом поколении «семёрок». Ряд решений, использованных в ILCE-7RM4, указывает на огромную работу инженеров по исправлению слабых мест прошлых моделей. Например, был значительно увеличен хват, что, с одной стороны, положительно сказалось на эргономике, а с другой, заставило компанию создать новый батарейный блок для современных фотоаппаратов.

Другие решения стали не работой над ошибками, а шагом в будущее. Так, камера получила новый затвор с заявленным ресурсом в 500000 срабатываний и сниженной вибрацией.

Мы не видели похожий затвор у конкурентов, так что, скорее всего, это собственное изобретение Sony, как и видоискатель с разрешением 5,76 млн точек.

Кроме того, Sony A7R IV стала первой фотокамерой бренда, в которой используется цифровой интерфейс для внешнего микрофона.

ILCE-7RM4 / FE 12-24mm F4 G установки: ISO 100, F8, 5 с, 12.0 мм экв.

Новых технологий в ILCE-7RM4 хватает, но на первом месте всё же стоит 60,2-Мп (полное разрешение 61,2 Мп) полнокадровая КМОП-матрица без противомуарного фильтра, аналогов которой мы не встречали больше ни у кого: как и в случае с некоторыми предыдущими Alpha, Sony пока не поставляет эту матрицу фотоконкурентам.

Sony Alpha 7R IV — тот редкий случай, когда создатели многомегапиксельного фотоаппарата не стали экономить на скорости: A7R IV может снимать до десяти 60-Мп кадров в секунду! Совсем недавно такая скорострельность была уделом репортажных фотоаппаратов.

Не отстаёт и автофокус. В камере применяется Real-time Tracking AF (автофокус с отслеживанием в реальном времени) — система, построенная на основе искусственного интеллекта.

ILCE-7RM4 / FE 400mm F2.8 GM OSS установки: ISO 100, F2.8, 1/1250 с, 400.0 мм экв.

Автофокус по лицам и глазам является частью этой системы. Кстати, A7R IV стала первой камерой, в которой автофокус по глазам людей работает и для видео в непрерывном режиме. Функция автофокусировки по глазам животных реализована только для фото.

ILCE-7RM4 / FE 400mm F2.8 GM OSS установки: ISO 100, F3.2, 1/1600 с, 400.0 мм экв.

В Sony ILCE-7RM4 был усовершенствован режим высокого разрешения, когда камера последовательно снимает серию кадров со сдвигом на пиксель, а затем объединяет их в один. В A7R IV можно снимать до 16 кадров (вместо четырёх в прошлой модели) для получения итогового 240-мегапиксельного снимка.

Видеовозможности в целом остались на прежнем уровне: камера способна записывать с полной ширины матрицы 4K на карту памяти с частотой до 30 кадров/с. Поддерживаются фирменные профили гамма-кривой S-Log (8 бит на канал). Этого вполне достаточно, чтобы использовать камеру для видеосъёмки. Но основное её предназначение — фото в высоком разрешении.

А теперь мы расскажем более детально обо всех особенностях этого фотоаппарата.

Качество изображения Sony Alpha 7R IV

Детализация

Детализация изображения — это основное, ради чего создавалась Sony ILCE-7RM4. Самое высокое в классе полнокадровых камер разрешение матрицы, отсутствие фильтра нижних частот, встроенный стабилизатор изображения и даже разработанный для этой модели безвибрационный затвор с демпфированной системой крепления — инженеры пошли на беспрецедентные меры, чтобы обеспечить звенящую резкость картинки.

Внутрикамерный JPEG. ILCE-7RM4 / FE 135mm F1.8 GM установки: ISO 100, F5.6, 1/160 с, 135.0 мм экв.

И это не простые слова. Кликните по снимку, чтобы открыть его в полном разрешении. Перед вами JPEG из камеры.

Результат конвертации RAW. ILCE-7RM4 / FE 135mm F1.8 GM установки: ISO 100, F5.6, 1/160 с, 135.0 мм экв.

Из RAW можно вытащить ещё больше деталей. Обратите внимание, насколько чётко прорисован каждый листочек, каждая ветка дерева в пейзаже. Ни одна другая полнокадровая камера, ранее прошедшая через нашу редакцию, не давала столь высокого результата.

ILCE-7RM4 / FE 135mm F1.8 GM установки: ISO 100, F5.6, 1/320 с, 135.0 мм экв.

Безусловно, для раскрытия потенциала Sony ILCE-7RM4 понадобится хорошая оптика. Этот фотоаппарат, как никакой другой, предъявляет высочайшие требования к объективам. После выхода A7R IV в полной мере стало понятно предназначение топовой линейки оптики G Master.

Sony ILCE-7RM4 — это фактически первая в мире камера, которая за счет высокого разрешения матрицы и реальной детализации может давать технически качественный результат как в полнокадровом, так и в APS-C режиме. При съёмке в APS-C режиме разрешения 26,2 Мп достаточно для крупноформатной печати.

Кадр снят в APS-C режиме. ILCE-7RM4 / FE 135mm F1.8 GM установки: ISO 100, F5.6, 1/15 с, 202.0 мм экв.

Съёмка на высоких ISO

Проводя экспресс-тест предсерийного образца Sony ILCE-7RM4 ранее, мы отметили сравнительно высокий уровень шума при увеличении ISO. Для тестирования серийного A7R IV выбрали сразу пару сюжетов, чтобы максимально объективно оценить качество изображения. Съёмка проводилась в формате RAW+JPEG, использовался несжатый 14-битный RAW.

ILCE-7RM4 / FE 12-24mm F4 G установки: ISO 50, F8, 8 с, 15.0 мм экв.

Минимальной чувствительностью для камеры является ISO 50. Оно позволяет записывать RAW, но так как это расширяемое значение, то получается оно программным затемнением картинки, сырой файл имеет уменьшенный запас в светах. Изображение полностью лишено цифрового шума в JPEG и RAW. Картинка очень детализированная — рассмотрите любой из сотен офисов бизнес-центра во всех деталях!

ILCE-7RM4 / FE 24-70mm F2.8 GM установки: ISO 50, F8, 3 с, 70.0 мм экв.

ISO 100 — это базовое значение, с которого мы рекомендуем начинать работать с камерой. Обратите внимание, что в светлых участках кадра при ISO 100 сохраняется больше информации (заметно по ореолам фонарей). Цифрового шума также не видно.

ILCE-7RM4 / FE 24-70mm F2.8 GM установки: ISO 200, F2.8, 1/250 с, 70.0 мм экв.

Картинка гладкая, контрастная, высокодетализированная. Схожая ситуация в JPEG сохраняется и при ISO 200, и при ISO 400. В RAW по мере увеличения чувствительности понемногу начинает появляться мельчайший, буквально попиксельный яркостной шум.

ISO 800 — тот порог, когда увеличение ISO оказывает видимое влияние на качество изображения: незначительно страдают тёмные и малоконтрастные участки кадра, там теряются мелкие детали.

ILCE-7RM4 / FE 24-70mm F2.8 GM установки: ISO 640, F2.8, 1/80 с, 24.0 мм экв.

Однако такое изображение можно печатать крупным форматом (более А2) — детализации более чем хватает. ISO 1600 добавляет ещё щепотку яркостного шума в изображение.

ILCE-7RM4 / FE 12-24mm F4 G установки: ISO 2500, F4, 1/30 с, 12.0 мм экв.

При конвертации RAW с ним легко бороться, променяв его на детализацию. Крупные детали при этом не страдают, полутона в тенях тоже можно спасти. Это значение остаётся полностью рабочим. Напомним, в предсерийной камере на ISO 1600 уже наблюдались некоторые сложности. При ISO 3200 дополнительно снижается контраст в тенях, страдают тональные переходы, а монотонные участки теряют гладкость. Это значение ограниченно пригодно для высококачественной полиграфии, но его вполне можно применять в художественной фотографии и печатать снимки крупным форматом.

ISO 6400 резко ухудшает цветопередачу и снижает контрастность в тенях. В нашем примере оно почти полностью «съело» текстуру набережной. При этом запас детализации всё ещё велик. Разрешения достаточно для печати. Если сюжет не содержит глубоких теней или деталями в них можно пожертвовать, то данное значение применимо на практике. ISO 12800 стоит использовать, когда стоит задача фиксации момента, но из-за пониженного контраста картинка вряд ли подойдёт для качественной полиграфии. При более высоких значениях деградация изображения значительно усиливается.

В целом ситуация с шумами для матрицы столь высокого разрешения очень позитивная. Камера не накладывает на фотографа жёстких ограничений по свету, позволяя достаточно смело поднимать чувствительность в сложных световых условиях. Архитектура матрицы с обратной засветкой показала себя с лучшей стороны в отношении шумов. А что же с динамическим диапазоном?

Динамический диапазон

При работе с RAW фотограф может рассчитывать примерно на две ступени запаса в тенях. Детали из недосветов восстанавливаются неплохо, но довольно быстро возрастает уровень яркостного шума. Если нет серьёзных ограничений по шумности картинки, то увеличивать экспозицию можно до 3 ступеней, что является хорошим результатом для многомегапиксельных камер.

С пересветами дела обстоят также неплохо. Создаётся впечатление, что экспонометр камеры выставлен «в ноль», позволяя симметрично использовать и запас в светах, и запас в тенях. В нашем тесте мы затемняли кадр в RAW-конвертере примерно на 2,5 ступени, получая новые детали из пересвеченных участков.

Запаса динамического диапазона достаточно, чтобы развести ползунки Shadows и Highlights в конвертерах Adobe в разные стороны вплоть до 100%.

Режим мультикадровой съёмки с пиксельным сдвигом

Режим съёмки в высоком разрешении Sony впервые реализовала в камере-предшественнице — ILCE-7RM3. Напомним, что в нём камера использует систему стабилизации для сдвига матрицы буквально на шаг одного пикселя. ILCE-7RM3 делала последовательно четыре кадра таким образом, чтобы захватить каждый будущий пиксель изображения поочерёдно четырьмя соседними пикселями байеровской матрицы. Такой подход реализует при том же итоговом разрешении изображения существенно более высокую, буквально попиксельную детализацию. «Сканирование» изображения позволяет обойтись без алгоритмов усреднения, привычных для байеровской матрицы.

 

В Sony ILCE-7RM4 эта функция получила дальнейшее развитие: стало возможным снимать не только четыре, но и 16 кадров подряд. Если в первом случае мы получаем изображение с разрешением 9504×6336 и попиксельной детализацией, то во втором — 19008×12672. А это уже 240 мегапикселей. Кстати, реализация функции стала возможной благодаря усовершенствованию системы стабилизации, ведь при 16-кадровой съёмке используются в том числе сдвиги на половину шага пикселя, а это менее двух микронов!

Естественно, такая съёмка имеет ряд ограничений, и первое из них — полная неподвижность камеры и всей снимаемой сцены. Например, в нашем тесте негативное влияние на результат оказывала даже открытая форточка, ветер из которой колебал лист, но глазом это было не видно. Мы также использовали дистанционный спуск затвора с помощью мобильного приложения Imaging Edge Mobile, чтобы исключить все вибрации камеры. Во время съёмки по той же причине применяется электронный затвор.

Исходя из всех ограничений, нетрудно описать сферу применения мультикадровой съёмки с пиксельным сдвигом: это предметная, репродукционная и интерьерная съёмка. К сожалению, в пейзаже режим не применить.

Камера никак не обрабатывает сделанные снимки, не совмещает их друг с другом и не объединяет в один файл. Она просто записывает на карту памяти четыре или шестнадцать (в зависимости от вашего выбора) отдельных RAW-файла объёмом 123,3 МБ каждый. Далее их предстоит обработать на компьютере в фирменном приложении Imaging Edge. К сожалению, убедиться в отсутствии брака из-за колебаний в кадре получится лишь на этом этапе. В приложении все файлы объединяются в RAW-файл, который вы можете отредактировать и перевести в графический формат.

Результат съёмки 4 кадров с пиксельным сдвигом. ILCE-7RM4 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS установки: ISO 100, F8, 1/10 с, 100.0 мм экв.

В результате нашего теста из четырёхкадровой съёмки мы получили 60-Мп JPEG объёмом 58 МБ. По детализации он превосходит изображение, сконвертированное из обычного RAW. Разница хорошо заметна при увеличении на 100 и более процентов.

Сравнение детализации: слева — конвертация обычного RAW-файла, справа — результат склейки 4 кадров. Увеличение 100%.

Результатом мультикадровой съёмки с пиксельным сдвигом из 16 кадров стал 240-мегапиксельный JPEG объёмом 224 МБ.

Результат съёмки 16 кадров с пиксельным сдвигом. ILCE-7RM4 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS установки: ISO 100, F8, 1/10 с, 100.0 мм экв.

Сравнение детализации: слева — результат склейки 4 кадров, справа — результат склейки 16 кадров. Увеличение 100%.

В то время как конкуренты, реализующие похожие функции в своих камерах, поставили акцент на простоте использования, Sony явно сосредоточились на качестве результата, пусть его и не очень легко получить: есть ограничения по условиям съёмки, требуется обработка на компьютере, нет программного выравнивания изображений друг относительно друга, применяется плохосовместимый с импульсным светом электронный затвор. Что же, профессиональной камере — профессиональные функции.

Автофокус

Система автофокусировки Sony ILCE-7RM4 работает по гибридному принципу. 567 точек фазовой детекции охватывают около 99,7% площади по высоте и 74,0% по ширине работают вместе с 425 точками контрастной автофокусировки. Заявленная чувствительность системы -3 EV (при ISO 100 с объективом f/2).

Камера получила три варианта прямого выбора зоны автофокуса: удобным джойстиком, касанием дисплея и перетаскиванием по дисплею при визировании через видоискатель. Однако умные алгоритмы автоматического выбора области АФ могут оставить все три способа без внимания фотографа: фотоаппарат и сам определит, где фокусироваться.

ILCE-7RM4 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS установки: ISO 100, F5.6, 1/100 с, 100.0 мм экв.

Камера очень уверенно фокусируется по лицам и глазам, в том числе в непрерывном режиме. Автофокус по глазам работает и для видеосъёмки. Но это лишь часть функции отслеживания в реальном времени. Единожды зацепившись за глаз или лицо человека, камера продолжит его отслеживать, даже если он отвернётся.

Отслеживание в реальном времени работает и с животными. Нужно лишь активировать автофокус по глазам животных в меню (пока только для фото, в видео автофокуса по глазам животных нет). На крупных планах автофокус будет наводиться по глазам, на более мелких — по животному как по объекту. Благодаря технологиям искусственного интеллекта, камера буквально способна узнать, что происходит перед ней.

В целом уверенность и скорость автофокуса находятся на очень высоком уровне. За время тестирования у нас не было ни одного случая, когда автофокус подвёл бы или разочаровал.

ILCE-7RM4 / FE 400mm F2.8 GM OSS установки: ISO 250, F2.8, 1/1250 с, 400.0 мм экв.

Когда мы снимали мотокросс, система автофокуса Sony ILCE-7RM4 и вовсе работала не хуже, чем в репортажной Sony ILCE-9 (она выступала второй камерой на той съёмке). По сравнению с ILCE-7RM3, в которой автофокус уже был реализован на очень высоком уровне, A7R IV — это ещё один шаг вперёд.

ILCE-7RM4 / FE 400mm F2.8 GM OSS установки: ISO 200, F2.8, 1/2000 с, 400.0 мм экв.

Видеосъёмка на Sony Alpha 7R IV

Камеры Sony семейства Alpha традиционно удачно совмещали в себе фото- и видеовозможности. ILCE-7RM4 не стала исключением. Несмотря на явную ориентацию камеры на профессиональных фотографов, видеосъёмке здесь уделено очень большое внимание. Более того, буква R в названии, обозначающая высокое разрешение (R — resolution), в полной мере относится и к видео.

 

Скачать в оригинальном качестве

Максимальное разрешение видеосъёмки — 4K (3840×2160) при частоте до 30 кадров/с и битрейте до 100 Мб/с.

Для съёмки может использоваться как вся ширина матрицы, так и центральная часть (в камере это называется APS-C/Super 35). Если задействована вся ширина матрицы, то изображение формируется путём объединения пикселей (биннинг пикселей). Теоретически это негативно сказывается на разрешении, однако 4К-видео в исполнении A7R IV выглядит высокодетализированным, во всяком случае по меркам современных фотоаппаратов.

 

Скачать в оригинальном качестве

Если хочется получить ещё бо́льшую детализацию, то стоит выбрать режим APS-C/Super 35. Нужно отметить, что кроп при этом будет чуть больше, чем x1,5. Зато изображение сформируется оверсэмплингом в 4K из 6K, что обеспечит лучший результат в отношении мелких деталей. Качество картинки очень высокое.

 

В Full HD возможно увеличение частоты кадров до 100/120 кадров/с. А при использовании режима S&Q получится сразу снимать замедленные или ускоренные ролики: от 1 до 120 кадров/с. Однако битрейт при этом будет сравнительно низким. Поэтому для серьёзной съёмки таймлапсов лучше применять встроенный интервалометр и затем собирать видео из фотографий.

 

Во время видеосъёмки работает 5-осевая оптическая стабилизация, позволяя снимать с рук ровные статичные планы даже в 4K.

 

Как и в других современных камерах Alpha, здесь реализованы многие профессиональные видеофункции. Есть пикинг фокуса, зебра, тайм-код, запись прокси, поддержка профилей гамма-кривой S-Log 2, S-Log 3, HLG.

 

Скачать в оригинальном качестве

К сожалению, нет возможности записывать более 8 бит на канал, но перед нами и не профессиональная видеокамера. При использовании S-Log минимальное ISO составляет 500 единиц, так что во многих случаях получится обойтись без нейтральных фильтров.

 

Скачать в оригинальном качестве

Sony ILCE-7RM4 стала первой камерой в семействе полнокадровых Alpha, которые научились фокусироваться по глазам человека в непрерывном режиме при видеосъёмке. Автоматика очень уверенно распознаёт глаза даже в сложных сюжетах, когда бо́льшая половина лица закрыта или человек стоит вполоборота. Автофокус точный и плавный: автоматика не старается максимально быстро навестись на резкость, а сглаживает процесс фокусировки, что лучше смотрится в видео.

 

Во время записи видео звук можно прослушивать через наушники и использовать внешний микрофон — соответствующие 3,5-мм разъёмы предусмотрены. Оригинальные системные микрофоны также могут быть установлены в горячий башмак с дополнительными контактами интерфейса Multi Interface Shoe. Sony A7R IV стала первой камерой, которая поддерживает не только аналоговый, но и цифровой интерфейс взаимодействия с микрофоном. Уже сейчас компания выпустила модели микрофонов с цифровым выходом ECM-B1M и XLR-K3M.

ECM-B1M – однонаправленынй микрофон. Восемь микрофонных капсул и цифровая обработка сигнала обеспечивают на выбор три диаграммы направленности в одном компактном микрофоне. При подключении микрофона к камере Alpha 7R IV через мультиинтерфейсную площадку Multi Interface Shoe звук в цифровом формате передается прямо в камеру. Таким образом обеспечивается максимально возможное качество без помех. Аналогичным образом с цифровым форматом передачи звука работает комплект XLR-адаптера XLR-K3M, оснащенный двумя комбинированными разъемами XLR/TRS и одним 3,5мм стерео мини-гнездом для микрофона и линейного входа.

Конструкция и интерфейс


Кнопки: работа над ошибками

Изменения конструкции и эргономики, произошедшие в Sony ILCE-7RM4 по сравнению с третьим поколением, на первый взгляд выглядят не слишком большими. Компании удалось отточить не только фирменный облик камер, но интерфейсы управления ещё в прошлых моделях. Два управляющих диска и вращающийся навипад, прямой выбор точки автофокуса джойстиком, прямое введение экспокоррекции отдельным диском — все эти решения существовали ранее и, естественно, были реализованы в A7R IV. Даже расположение кнопок и дисков осталось тем же.

Изменению подверглась сама конструкция органов управления. Например, диск экспокоррекции получил кнопку блокировки. В предыдущих моделях я не раз сбивал экспокоррекцию, доставая камеру из сумки.

Все кнопки получили намного более длинный ход и более выраженную фиксацию нажатия. Если в нашем предварительном тесте, который я проводил в августе, эта «мелочь» была почти не заметна, то в условиях холодного московского октября новые кнопки пригодились: ими удобно пользоваться в перчатках. То же касается и джойстика выбора области автофокуса: он стал больше и тактильно понятнее. Вращение управляющих дисков, наоборот, сделали чуть более мягким и плавным. Из всех органов управления только навипад и кнопка спуска не претерпели серьёзных изменений.

Эргономичная рукоятка

При сохранении схожих габаритов (как минимум по высоте корпуса) A7R IV получила более массивную и ухватистую рукоятку. Она не только толще и сильнее вынесена вперёд, но и выше чуть ли не на сантиметр! Удерживать камеру теперь намного комфортнее — мизинец не соскальзывает.

Настройка управления

Возможности кастомизации у Sony A7R IV традиционно широки. Кнопки отдельно настраиваются для фото-, видеосъёмки и режима просмотра. Перепрограммирование доступно для 13 органов управления, включая кнопки навипада, джойстик и даже кнопку на объективе.

Набор альтернативных функций практически не ограничен и помещается на 27 страницах меню для фотосъёмки и на 22 страницах для видеозаписи.

Настройки фотоаппарата можно сохранять на карте памяти, и они могут быть считаны другими камерами такой же модели. Кроме того, благодаря функции Save/Load Setting («Сохранить/Загрузить настройки») доступно сохранение на карте памяти до 10 наборов параметров. Настройки камеры также можно импортировать в приложение для мобильных устройств Imaging Edge Mobile, после чего экспортировать на другие камеры такой же модели.

Не стоит забывать и о быстром экранном меню, состав которого фотограф также может перенастроить.

В A7R IV видно, насколько разработчики Sony прислушиваются к мнению фотографов. Например, появилась возможность менять цвет рамки зоны автофокуса. Установленный по умолчанию цвет не всегда был достаточно информативным, о чём фотографы не раз сообщали представителям компании.

Сенсорный интерфейс

Сенсорный интерфейс остался без изменений: с помощью касаний экрана можно выбирать область автофокуса (в том числе перетаскивание при визировании через видоискатель) и увеличивать изображение двойным тапом при ручной фокусировке или в режиме просмотра. Возможности работы с меню и настройками камеры при помощи касаний не появилось.

Визирование

Кстати, и сам дисплей остался прежним. Он неплох, но нам бы хотелось видеть в этой модели экран большего разрешения или даже размера.

А вот электронный видоискатель порадовал. Здесь впервые в камерах Sony Alpha применена OLED-матрица с разрешением 5,76 млн точек. Но есть секрет: если вы хотите оценить все прелести столь высокого разрешения, нужно зайти в меню и выбрать высокое «Качество отображения». В видоискателе становятся различимы мельчайшие детали, пропадает муар. Картинка просто великолепная.

Также в меню можно увеличить частоту смены кадров при визировании — актуально для динамичных съёмок. Но при этом качество отображения понизится до стандартного. Оно достаточно высокое для комфортной работы, но если вы видели весь потенциал 5,76 млн пикселей, вам точно захочется большего.

Графический интерфейс (все пиктограммы и меню) остались прежними. В видоискателе высокого разрешения они смотрятся тяжеловесно и громоздко, видны отдельные пиксели. Будем надеяться, что в будущих моделях компания улучшит пользовательский интерфейс и выведет его на принципиально другой уровень.

Разъёмы

Знаковой технологией, впервые применённой в Sony ILCE-7RM4, стал фирменный цифровой интерфейс для подключения микрофона. Он реализован в той же гребёнке контактов горячего башмака, которая и ранее работала с системными микрофонами, пусть и аналоговыми.

Важным улучшением в вопросах внешних интерфейсов Sony ILCE-7RM4 стала также поддержка быстрых UHS-II карт памяти обоими слотами. Цена, которую за это пришлось заплатить фотографу, совсем смешная: в Sony наконец отказались от поддержки Memory Stick PRO Duo (напомним, даже в ILCE-7RM3 один из слотов поддерживал такие карты).

Из других разъёмов мы спешим отметить полноразмерный синхроконтакт (всё же камера рассчитана на работу в студии), вход для микрофона и выход на наушники, micro HDMI (тип D) и сразу два USB: Type-C и Type-B.

Кажущийся архаичным Type-B используется для подключения ряда фирменных аксессуаров, поэтому, скорее всего, мы ещё не раз увидим его в камерах Sony. Кроме того, камера поддерживает зарядку и питание во время работы от любого из USB-разъёмов. Так что два USB позволяют реализовать даже самую замысловатую конфигурацию, когда, например, фотоаппарат питается во время съёмки от Type-C, а в разъём Type-B подключён дистанционный пульт.

Фотоаппарат в работе

Первое, на что обращаешь внимание, пересев на Sony A7R IV, это объём файлов. Несжатый RAW весит 123 МБ, сжатый — примерно 63 МБ, JPEG — в среднем более 20 МБ. Место на картах памяти и накопителе утекает как песок сквозь пальцы.

ILCE-7RM4 / FE 24-70mm F2.8 GM установки: ISO 125, F8, 1/30 с, 28.0 мм экв.

Сравнительно мощный компьютер может «напрягаться» даже на этапе просмотра и отбора фото, не говоря уже об обработке или многокадровой склейке. А вот с записью на карту памяти серьёзных сложностей удалось избежать благодаря применению качественных карт памяти. Топовые флешки с поддержкой UHS-II довольно легко справляются с записью увесистых файлов.

Часть съёмок проходила при минусовой температуре, но аккумулятор уверенно держал заряд. ILCE-7RM4 / FE 24-70mm F2.8 GM установки: ISO 250, F2.8, 1/6 с, 24.0 мм экв.

Приятно удивило энергопотребление Sony A7R IV. По строгой методике CIPA ресурс одного заряда составляет 530 снимков при съёмке через видоискатель и 670 снимков — с помощью ЖК-монитора.

ILCE-7RM4 / FE 24-70mm F2.8 GM установки: ISO 160, F7.1, 1/30 с, 24.0 мм экв.

Реальные цифры выглядят ещё чуть оптимистичнее. Заряда хватает на съёмочный день средней интенсивности. Кроме того, всегда можно зарядить или запитать камеру во время работы от USB. На холоде аккумулятор также не преподносит сюрпризов и резко не разряжается.

По скорости работы и отзывчивости интерфейса камера точно соответствует своей предшественнице. Первый кадр после включения можно сделать примерно через секунду. Лага затвора у Sony A7R IV нет. Во всяком случае при съёмке он не ощущается фотографом. Скажем за это спасибо электронной передней шторке. Кстати, бесшумный режим и электронный затвор здесь также реализованы.

Бесшумный затвор удобен при уличной съёмке. ILCE-7RM4 / FE 24-70mm F2.8 GM установки: ISO 640, F2.8, 1/30 с, 24.0 мм экв.

Присутствуют небольшие, но заметные глазу лаги в интерфейсе меню. После съёмки серии можно просматривать сделанные снимки по мере их записи на карту памяти, но некоторые настройки недоступны до окончания записи.

ILCE-7RM4 / FE 85mm F1.4 GM установки: ISO 200, F2, 1/30 с, 85.0 мм экв.

В ILCE-7RM4 впервые появился отдельный пункт меню, отвечающий за интервальную фотосъёмку. Разрешение отдельных фотофайлов позволяет собрать из них 8K-таймлапс и ещё сохранить запас на кадрирование.

Также в камере реализована функция съёмки с подавлением мерцания. Когда фотосъёмка ведется с мерцающим искусственным освещением (люминесцентные или светодиодные лампы), автоматика ILCE-7RM4 может выбирать момент начала экспозиции, соответствующий максимальной освещённости. Таким образом в серии все кадры будут одной яркости, но может появиться очень маленький лаг затвора. Во время съёмки теста функция была включена.

Стабилизатор

Система стабилизации на основе сдвига матрицы стала визитной карточкой полнокадровых Alpha ещё со второго поколения камер. В четвёртом поколении её эффективность заявлена на уровне 5,5 ступени выдержки. Системы стабилизации в камере и объективе могут работать одновременно, дополняя возможности друг друга. Стабилизатор компенсирует колебания камеры по 5 осям.

ILCE-7RM4 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS установки: ISO 100, F5.6, 1/6 с, 100.0 мм экв.

Проверим эффективность на практике? Снимаем сюжет с рук, плавно увеличивая выдержку. За точку отсчёта — безопасную выдержку — принимаем 1/200 с для фокусного расстояния 100 мм (всё же перед нами 60-Мп камера!). Стабильно резкий результат при съёмке с рук получается до 1/13 с включительно. При выдержке ⅙ с резкими выходят два из трёх кадров, а при ⅓ с — примерно каждый третий снимок. А это уже шесть ступеней относительно критической выдержки.

Серийная съёмка

Sony ILCE-7RM4 демонстрирует очень высокие скоростные характеристики для многомегапиксельных камер. Максимальная скорость, с которой снимает камера — 10 кадров/с: десять 60-Мп сжатых 12-битных RAW-файлов с непрерывным автофокусом! Объём непрерывной серии с быстрой картой памяти по результатам наших измерений составил 77 снимков. Это более 8 секунд съёмки.

ILCE-7RM4 / FE 400mm F2.8 GM OSS установки: ISO 250, F2.8, 1/1000 с, 400.0 мм экв.

Ряд установок может ограничивать скорострельность. Примерно до 7 кадров/с падает скорострельность при использовании бесшумного режима. Такие же скоростные показатели будут, если снимать в несжатом 14-битном RAW. Буфер для этого типа файлов составит примерно 32 кадра.

Wi-Fi, Bluetooth, NFC и FTP

Возможности подключения Sony ILCE-7RM4 не ограничиваются ставшей уже банальной передачей снимков на смартфон и беспроводным управлением. Хотя такая функциональность тоже реализована. Например, мы использовали смартфон в роли спускового тросика для съёмки теста ISO со штатива — очень удобно! Соединение устанавливается путём сканирования QR-кода или простым прикладыванием смартфона к NFC-метке камеры. По Bluetooth можно передавать в камеру координаты смартфона для геотегинга снимков.

Камера поддерживает беспроводное управление с компьютера по Wi-Fi через приложение Imaging Edge Remote. Здесь очень кстати пришёлся апгрейд модуля Wi-Fi до диапазона 5ГГц. Отметим, что по USB тетеринг тоже работает, и скорость получается выше.

Кроме того, ILCE-7RM4 умеет отправлять сделанные снимки на FTP-сервер. Эта, казалось бы, чисто репортажная функция может оказаться полезной в студии, составив конкуренцию классическому тетерингу. Для соединения с сервером используется только беспроводной интерфейс (проводного в ILCE-7RM4 нет, в отличие от Alpha 9). И это ещё одно применение, где 5 ГГц Wi-Fi является серьёзным преимуществом новой камеры.

Выводы: плюсы и минусы

Sony ILCE-7RM4 — это продуманный профессиональный инструмент для тех, кому прежде всего важна детализация снимка. На момент написания статьи 60-Мп Sony A7R IV обеспечивает самое высокое разрешение из всех полнокадровых камер на рынке.

ILCE-7RM4 / FE 12-24mm F4 G установки: ISO 100, F8, 3 с, 12.0 мм экв.

Речь идёт не только о сухих цифрах: за счёт отсутствия противомуарного фильтра, применения безвибрационного затвора, эффективного стабилизатора изображения и резкой системной оптики фотоаппарат действительно показывает выдающиеся результаты.

ILCE-7RM4 / FE 12-24mm F4 G установки: ISO 100, F8, 8 с, 12.0 мм экв.

Камера не ограничивает фотографа в выборе жанра съёмки. Благодаря высокой скорострельности (до 10 кадров/с с большим буфером) и отличному автофокусу, A7R IVможет применяться даже в динамичных съёмках. Отдельно нужно отметить уверенную работу автофокуса по лицам и глазам людей и животных, а также функцию отслеживания в реальном времени.

ILCE-7RM4 / FE 400mm F2.8 GM OSS установки: ISO 160, F2.8, 1/1250 с, 400.0 мм экв.

По сравнению с предыдущими моделями была улучшена эргономика корпуса и кнопок. Новый 5,76-Мп электронный видоискатель дополнительно повысил комфорт работы.

Для отдельных случаев (репродукционная, интерьерная фотография) можно задействовать многокадровую съёмку с пиксельным сдвигом. Она обладает рядом ограничений и сложностей, но способна обеспечить разрешение до 240 Мп.

ILCE-7RM4 / FE 12-24mm F4 G установки: ISO 640, F5.6, 1/13 с, 12.0 мм экв.

Матрица с обратной засветкой порадовала нас не только детализацией и сравнительно уверенной работой при повышении ISO. Она позволяет гибко работать с RAW, обеспечивая симметричный запас в светах и тенях более 2 ступеней.

ILCE-7RM4 / FE 24-70mm F2.8 GM установки: ISO 80, F4, 1/3 с, 24.0 мм экв.

Видеовозможности фотоаппарата достаточны не только для любительской, но и для профессиональной видеосъёмки (4K со всей ширины матрицы, поддержка S-Log 8 бит, разъёмы для микрофона и наушников, цифровой аудиоинтерфейс).

И всё же камера подойдёт не всем. Её универсальность небезгранична. Преимущество перед конкурентами в качестве изображения тает после ISO 1600. Модель не только дорого стоит, но и тянет за собой дополнительные расходы: на дорогую качественную оптику, быстрые флешки, большие накопители и мощное оборудование для обработки. Эта модель не для жадных до мегапикселей новичков, а для профессионалов, испытывающих потребность в инструменте для сверхкачественной фотосъёмки.

ILCE-7RM4 / FE 135mm F1.8 GM установки: ISO 100, F5.6, 1/40 с, 135.0 мм экв.

Плюсы:

- очень высокое итоговое разрешение снимков;
- сравнительно широкий для многомегапиксельных камер динамический диапазон;
- рабочие ISO до 3200 единиц;
- отличный автофокус, в том числе по лицам и глазам;
- высокая скорострельность до 10 кадров/с;
- эффективный стабилизатор изображения;
- многокадровая съёмка с пиксельным сдвигом до 240 Мп;
- улучшенная по сравнению с прошлыми моделями эргономика;
- широкие возможности кастомизации управления;
- видоискатель 5,76 млн точек;
- сенсорный экран для выбора области АФ;
- большая автономность по питанию;
- зарядка и питание от USB;
- развитая сетевая совместимость;
- качественная видеосъёмка в 4K;
- работа с быстрыми и распространёнными картами SD UHS-II;
- вход для микрофона и выход на наушники;
- цифровой аудиоинтерфейс.

Минусы:

- очень большие объёмы файлов;
- ограниченная функциональность сенсорного интерфейса;
- ограниченная применимость многокадровой съёмки с пиксельным сдвигом;
- незначительные лаги меню.