Fujifilm - история развития компании. Уверенный путь к успеху

photo-1

Много ли вы знаете компаний, у которых хватает смелости развивать технологии, поглощающие предыдущие успешные разработки? А знаете, что первую цифровую фотокамеру выпустили в компании, производящей фотопленку? О том, что надо двигаться вперед, исследовать новые технологии,  иметь долгосрочную стратегию и стараться предугадывать потребности рынка в компании Fujifilm знают не понаслышке. Но большего успеха можно достичь, если не только разрабатывать новое, но и уметь грамотно использовать старые разработки. И вся история компании Fujifilm лишний раз это подтверждает.

 

Наверное, нет такого человека, у которого бы название компании Fujifilm не ассоциировалось с фотопленкой. Киоски с надписью Fujifilm были в центре каждого города, там можно было купить фотопленку и простенькие камеры. Каждый раз приезжая на отдых к морю, отдыхающие первым делом искали заветный киоск, чтобы сначала купить пленку, а потом тут же отдать ее в проявку и печать - ведь нужно же посмотреть что получилось, и успеть переснять, если вдруг что-то вышло не так как хотелось бы.

 

Фотопленка 

 

Действительно, история компании началась в 1934 году именно с производства фотопленки. Компания Fujifilm берет свое начало от производителя целлюлозы Dainippon Celluloid.

Все дело в том, что в 1930-х годах кинематограф в Японии становился все более и более популярным, а вот своих производителей пленки не было. Поэтому правительством был организован тендер на постройку завода по производству фотопленки, победителем которого стал президент Dainippon Celluloid Мокичи Морита.

Новая компания расположилась в городе Ашигара недалеко от горы Фудзи.

Из-за своего близкого расположения к священной горе новая компания и получила название Fuji PhotoFilm Co.

К Фудзияме у Японцев особое отношение, она считается связующим звеном между землей и небом - местом обитания духом. Духу горы дали имя Сэнгэн Дайбосацу и считали покровителем в бытовых делах и предпринимательской деятельности.

 

Но боги не стремились помогать новой компании, и поначалу продукция фабрики была крайне неудачной - кинопленка крошилась, а эмульсия была непредсказуемой. В таких ситуациях самое главное сделать правильный шаг и не сдаваться. Мокичи Морита все сделал правильно, он осознал, что самостоятельно наладить выпуск качественной продукции будет проблематично и нужно использовать уже существующий опыт в этой области. Чтобы исправить ситуацию, Морита пригласил из Германии одного из лучших тогдашних специалистов по фотоэмульсии — доктора Эмиля Майерхоффа. Уже в 1936 году компания выпустила высококлассную черно-белую пленку. Такой подход позволил компании стать более заметным игроком на рынке и получить признание, а это в свою очередь привело к увеличению объемов продаж.

 

Спустя 12 лет, после мировой войны, появилась и цветная пленка — причем первая в Японии. К тому времени в ассортименте Fujifilm уже были не только 35-миллиметровая фото- и 16-миллиметровая кино-, но и рентгеновские пленки для медицинских нужд. 

 

1944-м компания приобрела завод по производству оптики Enomoto Kogaku Seiki Manufacturing Co., Ltd, намереваясь начать выпуск фото- и кинообъективов. Но все карты спутала война, в течение которых компания выпускала оборудование для военных нужд.

После войны компания расширяет спектр выпускаемой продукции - появляются камеры и объективы, но основные мощности все равно были сосредоточены на производстве фотопленки разных форматов.

В 1960 году впервые на упаковке с пленкой появилась надпись - Fujifilm, которая и прижилась на продукции компании.

В 1976 году Fujifilm первой в мире выпустила цветную негативную фотопленку с чувствительностью 400 ISO. В то время чувствительность цветных пленок была в диапазоне 25-50 ISO, и значение в 400 было невероятным прорывом.

Чуть позже был налажен выпуск цветных позитивных пленок Fujichrome, которые стали практически стандартом в пейзажной фотографии. 

  

Пленка Fujichrome Velvia / Снимок, сделанный на пленку Fuji Velvia 

 

Фотокамеры 

 

После войны в компании Fuji Film снова проявили дальновидность и воспользовавшись тем, что практически вся немецкая промышленность встала, наладили выпуск объективов Fujinon для форматных камер - усовершенствовав лучшие образцы немецкой техники

 

Fujica Six

В 1948 году компания выпустила свою первую фотокамеру — среднеформатную «раскладушку» с выдвижным мехом и форматом кадра 6 x 6. Аппарат получил название Fujica Six IA. Название было образовано из сокращенного словосочетания Fuji Camera

В 1950-м появилась усовершенствованная модель Super Fujica Six, оснащается объективом Fujinar 75 мм f/3.5 и очень удобным видоискателем. 

  

 

Камеры в линейке Fujifca Six выпускались вплоть до 1953 года и имели три основные модификации и множество вариантов. Отличались они в основном светосилой объективов, наличием или отсутствием вспышки, максимальной скоростью затвора. В некоторых модификациях был предусмотрен таймер.

Несмотря на выпуск довольно обширной линейки фотокамер, основной бизнес компании в те времена составляла фотопленка, большинство которой идет на экспорт.

Так,  в 1955 году открылось первое представительство в Бразилии. В 1958 году было открыто представительство в США, а в 1958 в Европе.

 

Fujipet

А в 1957 году компания выпустила среднеформатную компактную фотокамеру из алюминия и пластика со встроенным экспонометром - Fujipet. Выпуск этих камер продолжался до 1963 года.

Простое устройство, легкость и компактные размеры сделали камеру очень популярной среди начинающих фотографов, домохозяек и детей. В самой компании позиционировали ее как “камеру для всей семьи”. А в рекламной брошюре говорилось, что камерой будет так же легко пользоваться как ножом и вилкой. 

Реклама камеры Fujipet в Японской газете 

Отличительными особенностями этой камеры были всего три доступных значения диафрагмы - f11, f16, f22 и фиксированный фокус. 

Всего в  линейке Fujipet было выпущено около 120 моделей, они оснащались экспонометрами, моторами для перемотки пленки, встроенными вспышками, автофокусом. Чуть позже появились и электронные зум-объективы.

Серия зеркальных среднеформатных камер со сменными объективами Fujica G690 была запущена в 1969 году. Эти камеры были разработаны в тесном сотрудничестве с профессиональными фотографами, которые отдавали предпочтение широкой пленке, но хотели такую же компактную камеру, как и 35mm модели. 

 

Fujica ST701

Отрицать, то что 35мм формат набирает  все большую и большую популярность было бесполезно. И в начале 1960-х годов Fujifilm выпустила несколько 35-мм дальномерок, а в 1971 году увидела свет Fujica ST701 — первая 35-мм зеркалка фирмы.

Эта камера ничего особенным не выделялась среди конкурентов - она была полностью механическая, с TTL экспонометром и рассчитана на оптику M42. В комплект поставки входил или объектив Fujinon 50mm f/1.4 или Fujinon 55mm f/1.8.

К середине 1980-х годов это направление было свернуто и компания сосредоточилась на разработке автоматических компактных камер для массового потребителя. 

В линейке Fujica ST вышло около десятка разных зеркальных моделей, но по настоящему массового призвания она не получила. Но это не значит, что в компании забыли про свою первую зеркальную камеру. Посмотрите внимательно на дизайн Fujica ST. Ничего не напоминает? 

Этот пример лишний раз подтверждает, что в компании Fujifilm умеют использовать старые наработки с учетом потребностей современного рынка и очень трепетно относятся к собственной истории. Конечно, внутри эти две камеры кардинально отличаются, но вот во внешнем виде явно прослеживается преемственность и подтверждение того правила, что все новое это хорошо забытое старое. При этом нельзя сказал, что управление X-T1 сделано как-то не удобно или не удовлетворяет современным потребностям. Наоборот, все важные органы управления находятся под рукой, настройки наглядны и их удобно менять.

 

Довольно знаковыми стали профессиональные панорамные модели: 35-мм Fujifilm TX-I и TX-II и среднеформатная Fujifilm GX 617 Professional со сменной оптикой.

GX 617 и сейчас остается одним из самых популярных пленочных панорамных решений.

Последняя, с форматом кадра 6 x 17 см под пленку 120-го или 220-го типов сегодня остается одним из самых популярных панорамных решений.

 

FUJICOLOR QuickSnap -  пленка с линзой

Fujicolor QuickSnap появилась в 1986 году и стала результатом очень кропотливых маркетинговых исследований. В результате исследований выяснилось, что 70% потребителей в какой-то момент не могли сделать нужный снимок, или снимок не получался, потому что фотокамеры на тот момент все еще оставались достаточно сложными  и громоздкими техническими устройствами. Кроме этого, стоили около 240$, что было довольно высокой ценой для массового потребителя.

Идея компании заключалась в том чтобы выпустить компактную, простую камеру стоимостью до 10$, которая к тому же позволит делать качественные фотографии.

Так начиналась разработка QuickSnap. Концепция разработки состояла в том, чтобы камеру можно было как легко использовать, так и приобрести в любое время и в любом месте. 

Снижать себестоимость производства было не возможно, потому что тогда пришлось бы пожертвовать качеством, поэтому инженеры компании бросили все силы на разработку новых решений. И идея разместить линзу прямо на фотопленке минуя объектив позволила значительно упростить (а значит удешевить) конструкцию камеры. если обыкновенная камера состоит приблизительно из 1000 частей, то QuickSnap всего лишь из 30. 

 

Предельная простота конструкции камеры QuickSnap, состоящей из затвора, объектива и устройства для перемотки пленки, потребовала от Fujifilm развития многочисленных инновационных технологий. Например, Fujifilm создала недорогую, но высококачественную пластиковую линзу и подобрала идеально эластичный пластик для корпуса камеры. Хотя для съемки с помощью камеры QuickSnap не требуется ничего, кроме нацеливания объектива и нажатия кнопки спуска затвора, ее простая структура позволяет получать фотографии непревзойденного качества в самых различных ситуациях. Так как потребовалось множество инновационных идей при создании каждой ее части, благодаря многим из них QuickSnap стала самой популярной камерой в свое время.

Помимо магазинов фототехники, потребители могли приобретать камеры QuickSnap в магазинах, в киосках на вокзале, в сувенирных магазинах для туристов и в торговых автоматах. А чтобы получить фотографии даже не надо было доставать пленку - камера целиком сдается в фотоателье, а потребитель получает отпечатанные фотографии и негативы.

В результате, камера QuickSnap стала хитом продаж во всем мире и помогла создать новый стиль жизни, делая доступной для всех культуру фотографии. Камеры QuickSnap пользуются спросом по всему миру и по сей день, а общий объем продаж достиг более 1,7 млрд единиц.

А дальше произошла немного удивительная и шокирующая вещь. Компания, основным бизнесом которой оставалось производство пленки и которая выпустила пленочный бестселлер, анонсировала полностью цифровую камеру. 

 

Fuji DS-1P и начало цифровой эры

Итогом долгой и кропотливой работы стала вышедшая в 1988 году первая в мире полностью цифровая фотокамера. Камера Fuji DS-1P была выпущена в тесном сотрудничестве с компанией Toshiba и имела CCD матрицу размером ⅔ дюйма разрешением 640 на 480 пикселей (0,4МП). Этого качества было совершенно недостаточно для печати фотографий, но их можно было смотреть на экране телевизора.

Это был полностью цифровой фотоаппарат, с устройством и содержанием, как у современных моделей.  Fuji DS-1P оснащалась объективом с  фиксированным фокусным расстоянием 16mm f/5.6, диапазон выдержек составлял от 1/60 до 1/2000 секунды.   

        

К сожалению, Fujix DS-1P так и не поступила в продажу, и первой цифровой фотокамерой, которую можно было купить в магазинах стала Fuji DS-X в 1989 году

 

В этой камере был использован тот же CCD-сенсор с разрешением 400 тысяч пикселей размером ⅔ дюйма и она также как и DS-1P использовала карты

SRAM IC-18s емкостью 18 MB, которые вмещали до 6 изображений. При этом карта памяти имела встроенную батарейку для обеспечения целостности данных и по сути являлось своеобразной цифровой пленкой, а не картой памяти в привычном понимании.

В камере использовался объектив с фиксированным фокусным расстоянием. К сожалению, камера не стала популярной на массовом рынке, и все дело было в цене - система включающая камеру, проигрыватель изображений и внешнее устройство хранения стоила больше 20 тысяч долларов США. Поэтому DS-1P воспринимали больше как престижную игрушку для самых богатых.

 

Но технологии продолжали развиваться, а вместе с тем становится все более и более доступными массовому пользователю. И в 1991 году Fujifilm  смогла предложить потребителям цифровую камеру Fujix DS-100 стоимостью около 5000$. В этой камере был использован CCD сенсор с рабочей чувствительностью 100 ISO, размером ½ дюйма и разрешением в 390 тысяч пикселей и объектив 8-24 mm f / 2.

Кроме этого был реализован механизм автоматического баланса белого, автофокус и запись видео. Но все равно, решение оставалось слишком дорогим для массового потребителя. Ведь помимо камеры нужно было еще приобрести устройство для хранения и карт-ридер, а они стоили около 2500$. Сами карты памяти тоже оставались дорогим удовольствием - 360$ за штуку (напомним, что на одну карту помещалось всего 6 изображений). 

  

Дальше последовал выпуск еще нескольких цифровых камер, и в 1993 году был сделан следующий большой шаг - Fujix DS-200F со встроенной флеш-памятью. 

 

Кроме этого 1993 год стал переломным и ознаменовался тесным сотрудничеством компаний Fujifilm и Nikon. Результатом этого сотрудничества стали вышедшие в 1994 году камеры Fujix DS-505 и DS-515. В камерах был использован байонет Nikon F, и они также продавались как Nikon E2 и Е2s

CCD сенсор размером в ⅔ дюйма имел разрешение в 1.3 мегапикселя, камеры весили чуть меньше двух килограмм и могли снимать со скоростью до 3 кадров в секунду. 

    

 

Отличительной особенностью этой камеры стало то, что производители смогли добится кроп фактора 1. Т.е. Изображение с объективов Nikorr для 35мм полностью проецировалось на матрицу размером ⅔ дюйма. Как такое стало возможным? Все дело в том, что в камере использовалась специальная конструкция из линз, которая преобразовывала и масштабировала изображения практически без потерь в качестве. Именно из-за этих линз камеры и получились толщиной 12 см.

 

В 2000 году Fujifilm представил уже собственную разработку — 6-мегапиксельную камеру Fujifilm S1 Pro, выполненную в корпусе камеры Nikon F60.

Но главной деталью этой камеры был необычный фирменный светочувствительный датчик Super CCD, существенно отличавшийся от матриц других производителей. 

 

В обычных матрицах светочувствительные датчики имели квадратную форму, а а Super ССD форму восьмиугольника. Такая модификация позволила увеличить плотность датчиков на матрице, благодаря этому при том же физическом размере матрицы разрешение изображений получалось в 1.6 h раза больше, кроме этого уменьшается уровень шума и расширился динамический диапазон.

 

 В камере Fujifilm S1 Pro датчик Super CCD  был использован впервые. Камера имела матрицу размером 23.3 × 15.6 mm и разрешением 3.4 мегапикселя, но благодаря структуре матрицы изображение без потерь интерполировать до 6.13 мегапикселей. 

Еще интересна модификация Super CCD датчика с попарной группировкой больших и маленьких элементов, которая получила название Super CCD SR.

 

Большие S-элементы при освещении насыщаются быстро, получая информацию о цвете точки. В это же время R-элементы с меньшей площадью насыщаются гораздо медленнее, отчего они лучше определяют освещенность. Далее задача процессора камеры — комбинировать информацию с обоих типов сенсоров и сформировать изображение, одинаково контрастное и детальное во всех областях.

В дальнейшем компания сосредоточилась на разработке СМОS сенсоров и в 2010 году вышла первая модель - Fujifilm X100. Но это уже отдельная история. История современных камер Fujifilm серии X.

 

От эволюции к революции 

 

Но история компании Fujifilm это не только производство фотокамер и пленки. Это и печатное оборудование, и медицинские системы, роботизированный глаз и даже серия косметики.  В компании всегда умели извлекать максимум из своих разработок и делать достаточно неожиданные шаги. Одним из таких неожиданных шагов стал выпуск беззеркальной камеры среднего формата - GFX50s. Но и средний формат у Fujifilm получился не совсем классическим - инженеры решили сделать среднеформатную камеру, которая будет легкой, относительно быстрой и компактной. Это раньше средний формат был уделом рекламных и студийных фотографов и подразумевал работу в студии, а теперь фотографии рекламного качества разрешением в 50МП доступны для пейзажных и тревел фотографов.  Вот такая революция. 

И слоган компании “от эволюции к революции” лишний раз подтверждает, что в Fujifilm умеют извлекать максимум из сделанных ранее разработок и приспосабливать их под современные нужды, а также имеют смелость поглощать свои же продукты и сами себе выпускать конкурирующие камеры. Так, например, случилось с новинками Fujifilm X-T2 и X-T20. Казалось бы, зачем производителю выпускать две камеры (на самом деле три, потому есть еще Fujifilm X-Pro2) с одной и той же матрицей и процессором, которые по сути отличаются только размером и, естественно, ценой? Зачем создавать самим себе конкуренцию? Просто в Fujifilm отлично понимают, что если не они сами, то кто-то другой. Такое с одной стороны бережливое, а с другой стороны смелое отношение к собственным традициям и технологиям привело к тому, что в данный момент Fujifilm является  самым активно развивающимся брендом на мировом и российском рынке цифровых системных камер.

На нашем сайте представлен большой парк фотоаппаратов и объективов Fujifilm. 

Цифровые фотокамеры Fujifilm можно посмотреть по этой ссылке 

Подберите к фотокамере достойную фотопару! Объективы Fujifilm можно посмотреть по этой ссылке